Деловая игра

 «Занятие по изготовлению салфеток в подготовительной группе»

Цель: «проживание» участниками роли обучающего на занятии в ситуации авторитарной модели взаимодействия и в модели сотрудничества.

Задачи деловой игры:

- На собственном опыте сравнить самочувствие и эмоциональное состояние обучающегося в различных моделях взаимодействия воспитателя с детьми.

- Выработать принципы, критерии анализа результатов деятельности детей на учебных занятиях.

- Определиться в отношениях к ошибкам, неуспехам в учебных занятиях детей.

- На собственном опыте убедиться в сложности перекодирования вербального указания в двигательный акт, в моторное действие.

- Почувствовать дискомфорт от деятельности в извне заданном ритме и темпе, без учёта индивидуальных возможностей и особенностей обучающегося.

Краткое описание игры: Предлагается «поиграть» в роль детей подготовительной группы на занятии « Изготовление бумажной салфетки» по определённому алгоритму действия, задаваемому ведущим в трёх вариантах взаимодействия участников занятия.

Материал на занятии: три листа бумаги, ножницы, ручка.

Инструкция №1. «Дети», вы уже большие. Скоро пойдёте в школу. Там вам придётся быть очень внимательными, хорошо слушать учительницу и выполнять все её указания, точно так, как она скажет. Сегодня проведём занятие, а я проверю, умеете ли вы хорошо слушать, быть внимательными и правильно выполнять задания. Запомните, слушать только меня! Не отвлекаться! С соседом разговаривать нельзя! Ни о чём его не спрашивать, вопросов не задавать, делать всё самостоятельно! Меня тоже не переспрашивать, вопросов не задавать, а сосредоточенно работать».

После этого уточняются названия геометрических форм: квадрат, треугольник, прямоугольник, катет, гипотенуза, прямой угол, острый угол, направление к правой и левой руке, диаметр круга. ( В предлагаемом здесь алгоритме несколько завышено содержание знаний, чтобы взрослые смогли « пережить» на собственном опыте трудности в процессе учения у детей).

« Сели удобно, слушаем внимательно и выполняем мои указания. ( Указания даются чётко, с паузами для выполнения действий основной массой участников, на отставших не обращается внимание).

  1. Из прямоугольного листа сделайте квадрат, отрезав лишнюю часть.
  2. Сложите квадрат пополам.
  3. А теперь получившейся четырёхугольник ещё раз пополам.
  4. В левую руку возьмите угол получившегося малого квадрата, представляющего центр большого квадрата.
  5. Отрежьте бумагу так, чтобы получился кружок диаметром 2 см.
  6. Соедините правый верхний угол с левым нижним и отрежьте столько же бумаги.
  7. Проделайте то же самое с правым углом.
  8. Разверните большой квадрат и из него сделайте большой треугольник.
  9. Отогните правый и левый углы треугольника так, чтобы получился малый квадрат.
  10. Согните его по диагонали.
  11. Получившийся малый треугольник держите прямым углом к правой руке и на правой стороне треугольника в середине отрежьте бумагу так, чтобы получился круг в два раза больше, чем предыдущие.

Не разговаривайте. Подпишите салфетку №1 и отложите в сторону».

Инструкция №2. Начало инструкции как и в первой серии. Изменяются только условия деятельности. «Дети», вы можете сейчас общаться со своим соседом, спрашивать что-то у него, но только не отвлекайте его. Меня спрашивать нельзя. Делайте вместе, но без моей помощи.

  1. Из прямоугольника сделайте квадрат, отрезав лишнюю часть.
  2. Сложите квадрат по диагонали и загладьте линии.
  3. Сделайте из квадрата большой треугольник.
  4. Из большого треугольника сделайте малый, ещё раз сложив его пополам.
  5. Держите прямой угол этого треугольника к правой руке и отрежьте верхний правый угол и нижний левый немного ( 1*1 см).
  6. Раскройте большой треугольный и из него сделайте малый квадрат, отгибая правый и левый углы треугольника.
  7. Согните малый квадрат по диагонали так, чтобы получился маленький треугольник.
  8. Прямой угол к правой руке. Отрезаем прямой угол так, чтобы получился кружок диаметром 2 см.
  9. Держать этот треугольник прямым ( отрезанным) углом вниз и на катете, на левой стороне в середине его отрезать бумагу так, чтобы получился круг диаметром 4 см.
  10. На гипотенузе треугольника отрезать бумагу, чтобы получился такой же круг ( диаметром 4 см), но ближе к верхнему правому углу треугольника.

Не разговаривая, подписать салфетку №2. Пауза 5 минут.

Инструкция №3. « Сейчас мы с вами сделаем ещё одну салфетку. Вы будете очень внимательным, но если вам что-то непонятно или вы не успеваете, вы можете обратиться ко мне, попросить помочь, попросить проверить правильно ли вы делаете. Можно советоваться с друзьями. Старайтесь сделать всё правильно».

Повторяется первый алгоритм задания. Психолог, ведущий деловую игру, учитывает темп деятельности всех участников занятия, дожидается отстающих, показывает как делать, помогает исправить ошибку.

Рефлексия. Анализ результатов деловой игры. После окончания третьей серии занятия проводится обсуждение результатов деятельности.

  1. Оценивается правильность узора салфетки, проводится сравнение количества успешной работы по всем трём сериям. ( Как правило, наименьшее количество правильных работ в первой серии; удвоенность ошибок при совместной деятельности во второй серии; в третьей серии- самый высокий процент правильных работ.) Положительное эмоциональное состояние, продуктивность деятельности выше при сотрудничестве с педагогом.
  2. Контакт со сверстниками не всегда был продуктивным, наблюдалось удвоение ошибочных работ.
  3. В поведенческом репертуаре участников игры наблюдались аналогичные детским формы поведения: в авторитарном режиме взаимодействия обучающихся и обучающего была скованность, нежелание показывать всем свою работу.
  4. Рефлексия слушателей о самочувствии и переживаниях в ходе серий эксперимента показывает, что в авторитарном режиме взаимодействия при отсутствии возможности работать в своём темпе и ритме возникает раздражение, неудовлетворённость, чувство неполноценности. При анализе ошибок в работе возникает дискомфорт, желание превратить занятие в шутку, защититься юмором.

Выводы: На основе собственных переживаний неуспеха деятельности участники деловой игры приходят к следующим суждениям.

  1. Ребёнок имеет право на ошибку. Учатся на своих ошибках, а не на чужих. Необходимо создавать условия для понимания причины ошибки, для поиска путей её исправления. Ребёнок имеет право не выставлять « на показ» свою ошибку. Это его личное право- знать свою ошибку и иметь возможность её исправить. У педагогов должно быть уважительное отношение к ошибкам детей.
  2. Выполнение вербальных указаний, от которых зависит конечный результат деятельности, требует от детей большого напряжения внимания, волевых усилий, так как происходит перекодирование словесного указания в двигательный (моторный) акт. Для этого нужно время. Латентный (скрытый) период двигательной реакции у каждого ребёнка индивидуален, поэтому общие ритмы деятельности не всегда уместны для выполнения подобных заданий. При анализе результатов всякого рода « словесных диктантов», широко практикуемых в целях диагностики готовности ребёнка к школе, это надо учитывать.
  3. Образец, показ действий требует ещё одной перекодировки- пространственной, поэтому «зеркальный» показ может сбить с толку ребёнка. Ему нужно дополнительное время, чтобы осмыслить пространственное положение образца, поэтому подобного рода занятия лучше всего проводить по подгруппам с учётом динамических особенностей детей.
  4. При тотальном невыполнении группой задания недопустимы критика, обвинения. Необходим поиск причин неудачи, а не поиск « виноватого».
  5. Через деловую игру возможно прочувствовать состояние ребёнка в условиях учебных занятий. Использование подобных игр с воспитателями необходимо для повышения их психологической компетентности в организации обучения детей в дошкольных учреждениях.