Быть готовым к школе –

это не значит уметь читать, писать и считать,

быть готовым к школе –

это значит всему этому научиться.

Л.А. Венгер

Подготовка ребенка к обучению в школе – одна из важных задач предшкольного периода развития. Начальная школа, особенно первый класс,- это фундамент всего дальнейшего обучения, и, разумеется, конечно, хотелось бы, чтобы этот фундамент был как можно крепче и надежней. Ведь на первом этапе обучения важно не только получить определенные знания, но и «научиться учиться», организовывать свое время, свою работу, а главное, захотеть получить знания, которые может дать школа.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей и постепенная подготовка его к переходу на следующую ступень – обучение в школе. 

Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. В среднем, привыкание ребенка к школе имеет продолжительность от 3-х месяцев до 1,5 лет.

При переходе ребенка из ДОУ в школу происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. Они играют в сюжетно-ролевые игры, фантазируют, придумывают игровые импровизации. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью: школьники должны «научиться учиться», т.е. запоминать учебный материал, формулировать ответ, решать задачу. То есть у ребенка должны быть развиты, в соответствии с возрастом, психические познавательные процессы: внимание, восприятие, память, мышление. Должна быть развита речь. Всё это имеет огромное значение для успешной адаптации ребенка к школе и его успешном обучении, освоении учебного материала. Сравнительный анализ результатов психодиагностического исследования развития психических познавательных процессов у старших дошкольников свидетельствует, что за последние несколько лет у 30 – 35% детей отмечен низкий уровень развития познавательных процессов. Так же растет заинтересованность родителей и школ в активном интеллектуальном развитии детей в подготовке их к школе.

Так же одной из острых проблем обучения в начальной школе выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка, и наоборот активизация вялых и пассивных детей. Учитель стремиться сформировать оптимальный уровень активного ребенка, с учетом индивидуальных особенностей, способствующий хорошему усвоению учебного материала, длительному поддержанию активного внимания, сосредоточенности, концентрации. Если ребенок характеризуется слабым развитием «комплекса произвольности», он плохо привыкает к школе, имеет низкую успеваемость.

Следует отметить, что дети, которые с самого начала учатся плохо, рассеяны и расторможены, в 87% случаев остаются «двоечниками» или «троечниками» до конца школьного обучения. Причин здесь несколько. В должной степени не осваивается учебный материал, и дети не могут перейти к новому материалу. Кроме того, для большинства учителей такой ребенок является неуспевающим, и впоследствии чрезвычайно трудно, а порой и просто невозможно преодолеть данный психологический стереотип отношения.

Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс? Для этого необходимо укреплять психику ребенка, развивать его познавательные процессы и эмоционально-волевую сферу, снимать остро-невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально-отрицательные переживания. Необходимо развивать «комплекс произвольности» - умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия.

В ответ на запрос родителей, школ и полученные результаты психодиагностического исследования возникла необходимость разработки и реализации программы развивающих занятий по развитию психических познавательных процессов у детей 6-7 лет.

Развивающая программа «Знайка», с детьми 6-7 лет, составлена на основе программы Н.П. Локаловой, Д .П. Локаловой «Готовимся к школе», О.Ю. Машталь «Подготовка ребенка к школе» содержит тематический план, где так же отражена совместная работа с педагогами групп. Предлагаю вам ознакомиться с программой.