Как давать прямые указания. Руководство для родителей.

Правило

Объяснение

Примеры

Давайте прямые, ясные указания.

Не давайте косвенных, уклончивых указаний.

Снимает любую неясность относительно того, ожидает ли родитель послушания от ребенка.

Делает ясным, что задачу должен выполнить ребенок, а не родитель

Прямое: сядь здесь.

Непрямое: ты бы не хотел присесть?

 

Прямое: собери свои игрушки.

Непрямое: давай соберем твои игрушки, хорошо?

 

Давайте отдельные и короткие указания.

Не давайте составных, сложных указаний.

Ребенку проще следовать коротким указаниям, а не огромным, которые могут казаться невыполнимыми.

Некоторые дети не могут запомнить указания, состоящие из нескольких частей.

У ребенка появляется больше возможностей заработать похвалу.

 

Положи свою футболку в шкаф ( а не ... Уберись в своей комнате)

 

Надень пижаму, почисти зубы, сходи в туалет (а не ... Приготовься ко сну)

Давайте позитивные указания.

Говорите ребенку, что ему делать, а не что ему не делать.

Дети с негативизмом, настроенные оппозиционно по отношению к родителям противятся указаниям, начинающимся с «прекрати» и «не»

Вместо этого скажите ребенку, что он(а) может сделать.

Ребенок: (сидит на кухонном столе)

Родитель: Слезь пожалуйста (а не... Не залезай на кухонный стол!)

Ребенок: (Шумно играет в мяч дома)

Родитель: Пожалуйста, возьми книжку и почитай (а не... Прекрати стучать этим мячом!)

Ребенок: (убегает от родителя)

Родитель: Возьми меня за руку

(а не ... Не убегай от меня!)

 

Давайте конкретные указания.

Не давайте смутных, неясных указаний.

Позволяет ребенку знать, что от него в точности ожидают.

Убирает замешательство и путаницу.

Позволяет проще определить, слушается ли ребенок.

Говори обычным голосом, тише (а не... Веди себя прилично)

Пожалуйста, иди медленней

( а не... Давай ты будешь хорошим мальчиком)

Подожди свой очереди ( а не... Играй как положено)

 

Используйте нейтральный тон голоса.

Не умоляйте и не кричите.

Детям необходимо научиться реагировать на указания, даваемые обычным разговорным тоном.

Делает коммуникацию более приятной как для родителя, так и для ребенка.

Подойди и сядь рядом со мной (а не... «Сядь здесь сейчас же!!» Или «Ну Васенька, ну пожалуйста, давай сделаем маме приятное, и ты сядешь воот тууут??»

Будьте вежливы и проявляйте уважение, продолжая при этом давать ясные и последовательные указания.

Делает взаимодействие более приятным.

Моделирует хорошие социальные навыки.

С меньшей вероятностью вызывает непослушание у ребенка, настроенного оппозиционно по отношению к родителям.

Передай мне мелок, пожалуйста.

 

Пожалуйста, сядь радом со мной.

Используйте директивные указания в случае, если вы уверены, что ребенок может выполнить то, что вы ему говорите сделать

Нечестно наказывать за непослушание, если ребенок был не способен повиноваться.

Чтобы вдохновить ребенка на пробы и эксперименты используйте недирективные указания или просто предложите сделать что-либо.

Нарисуй картинку (а не... «Нарисуй знак «стоп»)

 

Ты бы хотел(а) попробовать подписаться под этой картинкой. (а не... «Напиши свое имя»)

Не давайте слишком много директивных указаний.

Ни взрослые, ни дети не любят, когда им постоянно говорят, что делать

Если родители дают много указаний, детям сложно следовать всем указаниям, а родителям каждый раз выполнять всю последовательность действий, связанных с наказанием или поощрением.

 

Сделайте так, чтобы послушание и непослушание всегда приводило к одним и тем же последствиям

Это самый быстрый способ научить маленьких детей лучше слушаться

Послушание не должно восприниматься как подарок.

Последовательность в обеспечении последствий того или иного поведения – наиболее мощный инструмент улучшения поведения ребенка.

Родитель: Передай мне твою бумагу

Ребенок: (передает бумагу родителю)

Родитель: Спасибо, что сделал, то о чем я попросил. Ты хороший помощник.

Ребенок (не передает бумагу родителю)

Родитель: у тебя есть выбор, 2 варианта: ты можешь передать мне бумагу или сесть на тайм-аут.

Используйте указания, связанные с выбором, со старшими дошкольниками

Способствует развитию автономии и способности принимать решения.

Не отнимает «власть» у детей, которые склонны бороться за «власть»

Пожалуйста, или смотри телевизор или рисуй тихо.

Пожалуйста надень свои белые или голубые носки.

Говори тише или иди играть во двор.

Давайте короткие объяснения

Дети, которые просят объяснений, обычно хотят скорее добиться промедления, чем получить ответ.

 

 

Используйте объяснения до дачи указания, чтобы предотвратить споры

 

Родитель: Отложи карандаши.

Ребенок: почему?

Родитель: Потому что нам пора собираться и уходить

Ребенок: когда я закончу

Родитель: Я сказал(а) немедленно убери карандаши!!

А лучше:

Родитель: Время для игр закончилось, теперь нам пора собираться и идти в магазин. Пожалуйста, убери свои карандаши.

Ребенок: почему?

Родитель: (игнорирует попытку ребенка получить отсрочку, потому что объяснения уже были даны.