Картинки по запросу Игры и упражнения для детей с затруднениями в общенииИгры и упражнения для детей с затруднениями в общении

Как больно родителям, наблюдая за играми детей, видеть, что их ребенок часто стоит в стороне, робеет, не решается подойти к детям, пугается взрослых, недоверчив и застенчив. Ничуть не легче выслушивать жалобы детей и взрослых, что ваше дитя все время дерется, обижает, спорит, мешает играть.Нарушения в общении, конфликтность и обособленность признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причины серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем.Описанные игры и упражнения, научат детей жить дружно, сплотят их, помогут чувствовать других, поддерживать и сопереживать.

«Эмоциональный словарь»

Цель: Развитие эмоциональной сферы ребёнка.

Содержание: Перед детьми раскладывают набор карточек с изображением лиц в различных эмоциональных состояниях.

Ребёнку предлагают ответить на вопрос: « Какие эмоциональные состояния изображены на карточках?». После этого ребёнку предлагают вспомнить, когда он сам был в таком состоянии. Как он чувствовал себя, находясь в данном состоянии? Хотел бы он снова вернуться в это состояние? А может ли данное выражение лица отражать другое состояние человека? А в каких состояниях, которые изображены на карточках, ты бываешь ещё? Давай их нарисуем. Все приведённые примеры из жизни детей, взрослый записывает. Через 2-3 недели игру можно повторить, при этом сравнивая раннее высказывания и те , которые возникли недавно. Можно задать вопрос: «А что ты можешь сделать, чтобы испытывать больше положительных эмоций?».

« Сороконожка»

Цель: Научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Содержание: Несколько детей (5-10 человек) встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперёд, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т.д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих – не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости.

«Маленькое привидение»

Цель: Научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребёнка гнев.

«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение( педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносит страшным голосом «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете громко пугать. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми».

«Волшебные шарики»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребёнку в ладошки стеклянный шарик- «болик» - и даёт инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.

« Мой хороший попугай»

Цель: Игра способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в группе.

Содержание: Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: « Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова? Дети предлагают: « Говорить с ним ласково», «Научить его играть и т.д.» Взрослый бережно передаёт кому-либо из них плюшевого попугая (мишку, зайчика). Ребёнок, получив игрушку, должен прижать её к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать (или перебросить попугая другому ребёнку.

лучше проводить в медленном темпе.

« В тридевятом царстве»

Цель: Игра способствует формированию чувства эмпатии, установлению взаимопонимания между взрослым и ребёнком.

Содержание: Взрослый и ребёнок( мама и ребёнок, воспитатель и ребёнок) прочитав какую-либо сказку, рисуют её на большом листе бумаги, изображая героев и запомнившиеся события, затем взрослый просит ребёнка пометить на рисунке, где бы он хотел бы оказаться.

Ребёнок сопровождает рисунок описанием своих похождений « в сказке»

Взрослый же в процессе рисования задаёт ему вопросы: «А что бы ты ответил герою сказки, если бы он спросил тебя?», « А что бы ты сделал на месте героя?», «А что бы ты ощутил, если бы герой сказки появился здесь?».

« Цветик – семицветик»

Цель: Игра помогает детям оценить своё состояние, проанализировать своё поведение.

Взрослый заранее заготавливает вырезанные из картона цветы. На каждом из 7 лепестков нарисованы лица, выражающие разные эмоции. Ребёнок смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии. В течение учебного года можно провести такие занятия многократно, а в конце обсудить с ребёнком, изменились ли его взгляды на себя и на окружающих. Например, если ребёнок в начале года говорил, что он счастлив, когда ему дарят подарки, а через 2-3 месяца заявил, что чаще всего он бывает счастлив, когда другие дети принимают его в игру, то можно поговорить с ним об этом и спросить, почему у него изменились представления.

«Эмоции героев»

Цель: Игра способствует формированию эмпатии, умению оценить ситуацию и поведение окружающих.

Содержание: Взрослый читает детям сказку. Ребёнку заранее выдаются маленькие карточки с изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребёнок откладывает на парте несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребёнок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен…

В эту игру лучше играть либо индивидуально, либо в малой подгруппе.

Текст сказки не должен быть очень большим, должен соответствовать объёму внимания и памяти детей определённой возрастной группы.

«Липучка»

Цель: Игра способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочение детской группы.

Содержание: Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: « Я –липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребёнка «липучки берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои «сети» других. Когда все дети станут «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.

музыкальное сопровождение невозможно осуществить, взрослый задаёт темп игре, хлопая в ладоши. В этом случае темп, быстрый в начале игры, замедляется к концу.

«Серебряное копытце»

Цель: Игра способствует снятию излишнего мышечного напряжения, так и возникновению доверия к окружающим, сплочению детей.

Инструкция: Представь себе, что ты – красивый, стройный, сильный, спкойный, мудрый олень, с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке – серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появляются серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой вновь появляющейся новой монетой ты становишься добрее, ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло и ласку, исходящие от тебя. Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им всё больше и больше нравишься.

Данная игра может стать ритуалом в группе, одним из способов разрешения конфликтов.

«Котик»

Цель: Снятие эмоционального, мышечного напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе.

Содержание: Дети находятся на ковре. Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который:

- нежится на солнышке;

- потягивается;

- умывается;

- царапает лапками с коготками коврик;

В качестве музыкального сопровождения можно воспользоваться записями аудиокассеты «Волшебные голоса природы», «Малыш в лесу», «Малыш у реки», «Малыш и птичка» и др.

«Подушечные бои»

Цель: Снижение агрессии, мышечного напряжения.

Для игры необходимы маленькие подушки, Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи, колотят друг друга ими, стараясь попадать по различным частям тела. Сюжетом игры может быть « сражение двух племён» или « вот тебе за…»

Замечание: игры начинает взрослый, как бы давая разрешение на подобные действия, снимая запрет на агрессию.

Останавливать бои можно с помощью колокольчика, когда он зазвонит, бой прекращён.

« Выбиваем пыль»

Каждому участнику достаётся «пыльная» подушка. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить»

« Детский футбол»

Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на 2 команды. Взрослый – судья. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.

Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки и ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

«По кочкам»

Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие- «лягушки», живущие на болоте. Вместе на одной «кочке» капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква – ква, подвинься!» Если двум « лягушкам» тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше и сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую «кочку».

Замечание: взрослый тоже прыгает по «кочкам». Если между «лягушками» дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.

«Падающая башня»

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа: «А-а-а», «Ура!» и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.

Замечание: 1. Каждый участник может сам себе строить башню такой высоты, которую по его мнению, он способен покорить.

2. После каждого штурма « болельщики» издаёт громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!» и т.д.

«Уходи, злость, уходи!»

Играющие ложатся на ковёр по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком «Уходи, злость, уходи!» Упражнение выполняется 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты.

Замечание: следите, чтобы ударяя руками по подушке, дети не попадали очень часто по рукам соседа. Отдельные попадания полезны.

« Нет! Да!»

Дети свободно бегают по помещению и громко, громко кричат «Нет! Нет!». Встречаясь, заглядывают в глаза друг другу и ещё громче кричат «Нет! Нет!».

По сигналу ведущего продолжают бегать, но кричат уже «Да! Да!», заглядывая в глаза друг другу.

« Похвалилки»

Цель: Игра способствует повышению самооценки ребёнка, повышает его значимость в детском коллективе.

Все дети сидят в кругу, каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое – либо одобряемое окружающими действие , ребёнок должен « озвучить»карточку. Причём, начав словами «Однажды я …» На обдумывание задания даётся 2 – 3 минуты, после чего каждый ребёнок по кругу делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке.

После того, как все выскажутся, взрослый обобщает сказанное. В заключении можно провести беседу о том, что каждый ребёнок обладает какими- либо талантами, но для того. Чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.

«Недотроги»

Цель: Игра способствует повышению самооценки ребёнка, развитию эмпатии.

Взрослый вместе с детьми рисуют карточки с пиктограммами. Необходимо обсудить с детьми, что означает каждая пиктограмма. Н-р, карточка с улыбающимся человечком – обозначает Веселье, нарисованные две одинаковые конфеты – Доброту и честность и т.д. Каждому ребёнку выдаётся 5-8 карточек. По сигналу ведущего, дети стараются закрепить на спинах товарищей все карточки. Затем игра прекращается и обычно с большим нетерпением снимают со спины «добычу». На первых порах не у всех играющих много карточек, хорошо бы обсудить, что приятно получать и приятно дарить карточки. И стоит обратить внимание и на тех, кто дарил карточки, но сам остался без них. И им тоже хочется получить в подарок карточки.

«За что меня любит мама»

Цель: Повышение значимости каждого ребёнка в глазах окружающих его детей.

Все дети сидят в кругу, каждый по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем взрослый обобщает сказанное детьми, а дети помогают. После этого целесообразно обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что всё, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

Примечание: на первых порах дети, чтобы показаться значимым для других, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, за то что любят маленькую сестрёнку и т.д. Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

«Ласковый мелок»

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.

Взрослый говорит ребёнку следующее: « Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо» И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. Похоже? А как бы ты нарисовал на моей руке или на спине? А хочешь я нарисую тебе солнце «ласковым» мелком» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую?» А хочешь белка или лиса нарисуют солнце своим «ласковым» хвостиком? А хочешь я нарисую другое солнце, или луну, или что- нибудь другое» После окончания игры взрослый нежными движениями руки « стирает» всё, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

«Скульптура»

Цель: Развитие умения владеть мышцами лица, рук, ног и т.д., снижение мышечного напряжения.

Дети разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – скульптура. По заданию взрослого скульптор лепит из «глины» скульптуру:

- ребёнка, который ничего не боится;

- ребёнка, который всем доволен;

- ребёнка, который выполнил сложное задание и т.д.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут выбирать сами дети. Затем дети могут поменяться ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптура, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую – нет.

«Покатай куклу»

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов в области рук, повышению уверенности ребёнка.

Ребёнку дают в руки маленькую куклу или другую игрушку и говорят, что кукла боится качаться на качелях. Наша задача состоит в том, чтобы научить её быть смелой. Сначала ребёнок, имитируя движение качелей, слегка покачивает рукой, постепенно увеличивая амплитуду движений (движения могут быть в различных направлениях), затем взрослый спрашивает ребёнка о том, стала ли кукла смелой, если нет, то можно сказать ей, что она должна делать, чтобы преодолеть свой страх. Затем игру можно

«Драка»

Цель: Упражнение помогает расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Представьте, что вы с другом поссорились. Вот – вот начнётся драка. Глубоко вдохните, крепко – прекрепко стисните зубы, Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание.

Задумайтесь: а , может и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?

Примечание: Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

« Добрый – злой, весёлый – грустный»

Цель: Игра помогает расслабить мышцы лица.

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит ребёнка ответить на следующие вопросы: «Кто из героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый весёлый? А кто самый грустный? А каких ты знаешь героев ещё ( удивлённых, испуганных и т.д.?» Затем все названные персонажи ребёнок рисует на листе бумаги. После этого взрослый говорит: « Я попробую загадать какого- либо из этих персонажей и показать тебе как он выглядит. А ты отгадай кто это». Взрослый делает весёлое выражение лица. Ребёнок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребёнок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает, кто это.

игру можно порекомендовать тревожным детям и их тревожным родителям.

«Пастушок» (С 6 лет)

Цель: Снятие страха, повышение уверенности в себе.

Игра проводится в просторном помещении. Ведущий берёт в руки какой – либо музыкальный инструмент ( дудочку, барабан, бубен), он - «пастух», все остальные участники – «овечки». Им завязываются глаза. Музыкант, наигрывая, медленно перемещается по комнате и ждёт, когда все его «овечки» соберутся вместе. Если кто-то заблудился, он начинает играть громче. Когда вся «отара» соберётся, выбирается новый «пастух».

«Гармоничный танец» (с 6 лет)

В игре участвуют двое. Один закрывает глаза ( лучше надеть повязку). Встают друг против друга, прикасаются легко ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперёд, назад. Задача ведомого – следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться.

Предупреждение: не допускать смены ролей, то есть ведомый не должен вести ведущего. Можно разрешить ведомому выполнять упражнение сначала с открытыми глазами.

« Неваляшка» (с 6 лет)

Необходимое количество участников – трое, один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии 1 метра лицом друг к другу. Ноги ставятся устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперёд. Между ними стоит третий участник с закрытыми ( завязан-ными) глазами. Ему даётся команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!». Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперёд, там ребёнок снова встречает выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.

Предупреждение: дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

«Маски» (с 6 лет)

Минимальное количество участников – 2, но чем их больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остаётся в ней какое – то время, можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

Совет: чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать липкую ленту или пластырь.

«Жмурки» (с 4 лет)

Старинная игра. Водящему завязывают глаза. Остальные игроки бегают по комнате, издавая весёлые звуки: «ку – ку», «ля –ля», «а вот и я!» Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и игрок снимает повязку.

Предостережение: следите, чтобы ребёнок долго не «жмурился» в поисках игроков; как только почувствуете, что игра затянулась, «поддайтесь» с радостью.

«Необычное сражение» ( с 6 лет)

Количество участников – не менее 2-х человек. В просторном помещении или на улице накидывается много маленьких мячей или собранных заранее высохших еловых шишек.

Представив, что в предстоящем «сражении» обязательно надо победить, участники игры пытаются нападать и защищаться, кидая шишки или мячи. Каждый должен собрать больше трофеев, а свои запасы беречь.

Замечание: объясните, что попадание мячом или шишкой – немного больно, но таким образом можно стать отважным, сильным, смелым победителем.

«Расскажи свой страх» (с 5 лет)

В тесном доверительном кругу взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким как ты, то…» Затем задаёт вопросы: «А у вас было такое?», «А кто чего боится, расскажите!» Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно.

Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее.

Предостережение: следите, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорите все возможные детские страхи: страхи темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.

«Рыбаки и рыбка» (с 6 лет)

Два участника – «рыбки». Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии, берутся за руки – это «сеть». Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, что впереди её ждёт свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно задевают её по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из «сети», «рыбка» ждёт свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся «сетью». Процесс смены ролей повторяется 2 – 3 раза.

Предупреждение: движения сети должны быть в меру агрессиными.