«Путешествие в страну Чувств»

(для детей подготовительной группы)

Цель: Формирование адекватных эмоциональных состояний и их проявлений в контактах с окружающим миром.

Задачи:

  1. Обучать детей анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей;
  2. Развивать эмпатию, воспитывать желание и готовность помогать другим людям;
  3. Развивать у детей в процессе коммуникативной деятельности высшие психические функции: мышление, внимание, восприятие, память и воображение;
  4. Формировать умения и навыки произвольных движений посредством психогимнастики;
  5. Воспитывать желание помогать героям в разрешении проблемных ситуаций.
  6. Закреплять у детей навыки сотрудничества и культурного общения.

Вид игровой обучающей ситуации: ситуация упражнение.

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

Программные задачи.

Образовательные: активизировать познавательную и речевую деятельность детей; формировать целостную картину окружающего мира.

Развивающие: развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми; гибкость ролевого поведения; сообразительность, быстроту реакции на сигнал в процессе игры и игрового общения; детское творчество в процессе совместной продуктивной деятельности.

Воспитательные: воспитывать нравственные чувства; формировать умение взаимодействовать.

Словарная работа: ощущение, пиктограмма эмоций, скульптор

Форма проведения (речевой работы): игра - путешествие.

Материалы и оборудование: пиктограммы эмоций; изображение жителей страны Чувств; альбомы; цветные карандаши (по количеству детей); диски с музыкой

Описание занятия.

Педагог: Доброе утро! Давайте ребята поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа….

(Цель упражнения – создание положительного эмоционального фона)

Дети приветствуют друг друга.

Педагог: А сейчас я предлагаю каждому из вас нарисовать своё настроение и поделиться им с нами.

Дети: Рисуют своё настроение и рассказывают о нём. (Рисуют под музыкальное сопровождение)

(Цель: саморефлексия )

Педагог: Ребята, сегодня утром мне пришло необычное сообщение, записанное на аудиокассете. Давайте прослушаем его вместе.

Сообщение:

«Всем, всем, всем, кто меня слышит! В нашей стране Чувств случилась беда. Злая волшебница околдовала «Радость» лишив её памяти. И теперь «Радость» не знает кто она? В сердцах жителей поселились – уныние, тоска и грусть. Помогите, пожалуйста, расколдовать «Радость», узнать кто она и почему её так называют, как она выглядит, и что чувствуют когда она появляется, а жителям страны Чувств вернуть хорошее настроение. А в этом вам поможет – карта нашей страны ».

Жители страны Чувств

Педагог: Ребята, что же делать?

Дети: Давайте отправимся в страну Чувств и поможем жителям страны.

Педагог: Ребята, а как же мы им сможем помочь? Как узнать Радость? Что такое Радость?

Дети: Радость – это когда все радуются.

Бывает Радость большая, а бывает маленькая. Маленькая – это когда у одного, а большая – когда у всех. Радость - это когда праздник. Радость – это когда никто не плачет. Радость – это Я. Потому что мама говорит: «Ты моя Радость!» Радость – это .………

Педагог: А как же мы попадём в страну Чувств?

Дети: Дети предлагают свои варианты ответов.

Педагог: С вашими рисунками, хорошим, веселым настроением мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. Скажем наши волшебные слова: «Раз, два, три повернись. Вокруг себя покружись. И в стране волшебной окажись» Вот мы и оказались в волшебной стране Чувств. Скажите, какое настроение поможет нам в нашем путешествии?

Дети: Весёлое, радостное, хорошее.

Педагог: Давайте возьмемся за руки. Нас много, а все вместе мы – одна команда. Давайте почувствуем, как мы связаны друг с другом, сидя в кругу на нашей полянке. А теперь давайте встанем, не нарушая эту связь. И отправимся дальше.

Перед нами – город Мастеров. Жители этого города – художники, скульпторы, фотографы музыканты. Что вы заметили?

Дети: Здесь много разных фотографий. Наверное в этом доме живет фотограф

Педагог: Что на них изображено?

Дети: Мы не можем сказать, кто-то испортил фотографии, разрезал их.

Надо их собрать.

Педагог:Я предлагаю вам разделиться на группы и собрать фотографии.

Игра « Собери целое»

(Цель: развитие целостного восприятия, мышления, внимания.)

Педагог: Что у вас получилось?

Дети: Лица с разными настроениями.

Педагог: Давайте поиграем в игру «Узнай эмоцию».

(Цель: закрепить знания о ранее изученных эмоциях)

Педагог: Рефлексия: ребята что мы сейчас с вами узнали?

Дети: По выражению лица, по мимике можно узнать какое настроение у человека.

Ребята вы молодцы всё правильно угадали. Фотограф обрадовался и частичку своей радости, в виде фотографии, подарил нам.

Давайте продолжим наше путешествие. Где мы с вами теперь оказались?

Дети: Здесь, на площади, много разрушенных скульптур.

Педагог: Несчастный скульптор никак не может восстановить их. Что же делать? Как мы можем ему помочь?

Дети: А давайте изобразим скульптуры.

Педагог: Свободно вставайте кто где хочет, сейчас мы с вами попробуем. Поиграем в игру «Море волнуется»

(Цель: учить детей передавать своё эмоциональное состояние с помощью мимики и пантомимики, развитие выразительных движений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека)

Море волнуется -раз,

Море волнуется -два,

Море волнуется- три!

Фигура …(грусти, горя, злости, радости, удивления…) замри!

Педагог: Рефлексия: ребята что мы сейчас с вами узнали?

Дети: ответы

Педагог: Ребята, скульптор вдохновлён и готов приняться за работу. А в память о нашей встрече он подарил нам весёлую фигурку.

Наше путешествие продолжается, что у нас на карте изображено? Ой, ребята да это же «Театр масок». Нас встречает актёр, но он печальный и не может играть в театре. Ведь не все спектакли грустные. Давайте поможем актёру вспомнить и другие чувства. Изготовим маски.

Игра « Театр масок».

(Цель: закрепление ранее изученных эмоций, расширение представления детей об эмоции «радость»)

Щипковыми движениями сделайте отверстие в салфетках так, чтобы получилась маска, выражающая чувство радости. Одну из масок мы возьмём с собой, а остальные мы оставим театру.

Педагог: Рефлексия: ребята что мы сейчас с вами узнали?

Дети: ответы

Педагог: А вот мы с вами оказались на поляне. Давайте мы с вами немного отдохнём.

Игра –ассоциация « На что похоже радость»

(Цель: Развитие зрительных образов, воображения)

Расположитесь как вам удобно, закройте глаза. Вспомните какую нибудь свою радость, какой-то радостный день. Представьте на что была похоже эта ваша радость. На какой цвет? На какой цветок? Какое животное? Какое ощущение?(полёта, восторга, свободы, мягкости, тепла…) Поделитесь увиденным с нами. Запомните своё состояние.

Педагог: Рефлексия: ребята что мы сейчас с вами узнали?

Дети: ответы

Педагог: Куда нам дальше идти, давайте посмотрим по карте.

Дети: Здесь изображён скрипичный ключ и ноты. А ещё слышна музыка.

Педагог: Так давайте мы туда пойдём. Нас встречает музыкант. Ему нужна наша помощь, определить какая музыка звучит.

Игра « Музыка и эмоции».

(Цель: развитие слухового восприятия, внимания, умение понимать и передавать эмоциональное состояние, развивать образного мышления).

Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки по шкалам (весёлое- грустное, довольное- сердитое, радостное- грустное и др.) И соотносят музыкальный отрывок с пиктограммой эмоций.

Педагог:В какой песне говорится о радости?

Дети: Это песня « От улыбки станет всем светлей»

Педагог: Рефлексия: ребята что мы сейчас с вами узнали?

Дети: ответы

Педагог: Ребята, что у нас на карте?

Дети: Изображён замок волшебника

Педагог: Ребята, значит наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним что мы

сегодня увидели, узнали и наши ответы мы представим в виде солнечных лучиков, соединив их в большое тёплое солнце.

Упражнение «Солнечные лучики»

(Цель: Закрепление полученных знаний,чувство единства, сплочённости )

Дети по очереди выкладывают на лучик солнца (заранее изготовленного макета) свой ответ- подарок, полученные в процессе путешествия и проговаривая то, что узнали сегодня на занятии.

Психолог. Ну, вот ребята мы поделились знаниями, помогли расколдовать «Радость», узнать кто она и почему её так называют, как она выглядит, и что чувствуют когда она появляется, а жителям страны Чувств вернуть хорошее настроение.

У нас получилось большое, радостное, доброе, ласковое и теплое солнышко. Давайте мы улыбнёмся ведь от улыбки, как говорится в нашей песне всем становится светлее и радостнее на свете и подарим наше солнышко жителям страны Чувств, а частичку солнечного тепла мы возьмём с собою и поделимся со своими друзьями и близкими.

Педагог: Нам пора возвращаться. Скажем наши волшебные слова: «Раз, два, три повернись. Вокруг себя покружись. И в детском саду окажись»

Давайте поблагодарим друг друга за такое прекрасное путешествие.