«Путешествие в страну Чувств»
(для детей подготовительной группы)
Цель: Формирование адекватных эмоциональных состояний и их проявлений в контактах с окружающим миром.
Задачи:
- Обучать детей анализу своего внутреннего состояния и состояния других людей;
- Развивать эмпатию, воспитывать желание и готовность помогать другим людям;
- Развивать у детей в процессе коммуникативной деятельности высшие психические функции: мышление, внимание, восприятие, память и воображение;
- Формировать умения и навыки произвольных движений посредством психогимнастики;
- Воспитывать желание помогать героям в разрешении проблемных ситуаций.
- Закреплять у детей навыки сотрудничества и культурного общения.
Вид игровой обучающей ситуации: ситуация упражнение.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.
Программные задачи.
Образовательные: активизировать познавательную и речевую деятельность детей; формировать целостную картину окружающего мира.
Развивающие: развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми; гибкость ролевого поведения; сообразительность, быстроту реакции на сигнал в процессе игры и игрового общения; детское творчество в процессе совместной продуктивной деятельности.
Воспитательные: воспитывать нравственные чувства; формировать умение взаимодействовать.
Словарная работа: ощущение, пиктограмма эмоций, скульптор
Форма проведения (речевой работы): игра - путешествие.
Материалы и оборудование: пиктограммы эмоций; изображение жителей страны Чувств; альбомы; цветные карандаши (по количеству детей); диски с музыкой
Описание занятия.
Педагог: Доброе утро! Давайте ребята поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа….
(Цель упражнения – создание положительного эмоционального фона)
Дети приветствуют друг друга.
Педагог: А сейчас я предлагаю каждому из вас нарисовать своё настроение и поделиться им с нами.
Дети: Рисуют своё настроение и рассказывают о нём. (Рисуют под музыкальное сопровождение)
(Цель: саморефлексия )
Педагог: Ребята, сегодня утром мне пришло необычное сообщение, записанное на аудиокассете. Давайте прослушаем его вместе.
Сообщение:
«Всем, всем, всем, кто меня слышит! В нашей стране Чувств случилась беда. Злая волшебница околдовала «Радость» лишив её памяти. И теперь «Радость» не знает кто она? В сердцах жителей поселились – уныние, тоска и грусть. Помогите, пожалуйста, расколдовать «Радость», узнать кто она и почему её так называют, как она выглядит, и что чувствуют когда она появляется, а жителям страны Чувств вернуть хорошее настроение. А в этом вам поможет – карта нашей страны ».
Жители страны Чувств
Педагог: Ребята, что же делать?
Дети: Давайте отправимся в страну Чувств и поможем жителям страны.
Педагог: Ребята, а как же мы им сможем помочь? Как узнать Радость? Что такое Радость?
Дети: Радость – это когда все радуются.
Бывает Радость большая, а бывает маленькая. Маленькая – это когда у одного, а большая – когда у всех. Радость - это когда праздник. Радость – это когда никто не плачет. Радость – это Я. Потому что мама говорит: «Ты моя Радость!» Радость – это .………
Педагог: А как же мы попадём в страну Чувств?
Дети: Дети предлагают свои варианты ответов.
Педагог: С вашими рисунками, хорошим, веселым настроением мы с вами отправляемся в сказочное путешествие. Скажем наши волшебные слова: «Раз, два, три повернись. Вокруг себя покружись. И в стране волшебной окажись» Вот мы и оказались в волшебной стране Чувств. Скажите, какое настроение поможет нам в нашем путешествии?
Дети: Весёлое, радостное, хорошее.
Педагог: Давайте возьмемся за руки. Нас много, а все вместе мы – одна команда. Давайте почувствуем, как мы связаны друг с другом, сидя в кругу на нашей полянке. А теперь давайте встанем, не нарушая эту связь. И отправимся дальше.
Перед нами – город Мастеров. Жители этого города – художники, скульпторы, фотографы музыканты. Что вы заметили?
Дети: Здесь много разных фотографий. Наверное в этом доме живет фотограф
Педагог: Что на них изображено?
Дети: Мы не можем сказать, кто-то испортил фотографии, разрезал их.
Надо их собрать.
Педагог:Я предлагаю вам разделиться на группы и собрать фотографии.
Игра « Собери целое»
(Цель: развитие целостного восприятия, мышления, внимания.)
Педагог: Что у вас получилось?
Дети: Лица с разными настроениями.
Педагог: Давайте поиграем в игру «Узнай эмоцию».
(Цель: закрепить знания о ранее изученных эмоциях)
Педагог: Рефлексия: ребята что мы сейчас с вами узнали?
Дети: По выражению лица, по мимике можно узнать какое настроение у человека.
Ребята вы молодцы всё правильно угадали. Фотограф обрадовался и частичку своей радости, в виде фотографии, подарил нам.
Давайте продолжим наше путешествие. Где мы с вами теперь оказались?
Дети: Здесь, на площади, много разрушенных скульптур.
Педагог: Несчастный скульптор никак не может восстановить их. Что же делать? Как мы можем ему помочь?
Дети: А давайте изобразим скульптуры.
Педагог: Свободно вставайте кто где хочет, сейчас мы с вами попробуем. Поиграем в игру «Море волнуется»
(Цель: учить детей передавать своё эмоциональное состояние с помощью мимики и пантомимики, развитие выразительных движений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека)
Море волнуется -раз,
Море волнуется -два,
Море волнуется- три!
Фигура …(грусти, горя, злости, радости, удивления…) замри!
Педагог: Рефлексия: ребята что мы сейчас с вами узнали?
Дети: ответы
Педагог: Ребята, скульптор вдохновлён и готов приняться за работу. А в память о нашей встрече он подарил нам весёлую фигурку.
Наше путешествие продолжается, что у нас на карте изображено? Ой, ребята да это же «Театр масок». Нас встречает актёр, но он печальный и не может играть в театре. Ведь не все спектакли грустные. Давайте поможем актёру вспомнить и другие чувства. Изготовим маски.
Игра « Театр масок».
(Цель: закрепление ранее изученных эмоций, расширение представления детей об эмоции «радость»)
Щипковыми движениями сделайте отверстие в салфетках так, чтобы получилась маска, выражающая чувство радости. Одну из масок мы возьмём с собой, а остальные мы оставим театру.
Педагог: Рефлексия: ребята что мы сейчас с вами узнали?
Дети: ответы
Педагог: А вот мы с вами оказались на поляне. Давайте мы с вами немного отдохнём.
Игра –ассоциация « На что похоже радость»
(Цель: Развитие зрительных образов, воображения)
Расположитесь как вам удобно, закройте глаза. Вспомните какую нибудь свою радость, какой-то радостный день. Представьте на что была похоже эта ваша радость. На какой цвет? На какой цветок? Какое животное? Какое ощущение?(полёта, восторга, свободы, мягкости, тепла…) Поделитесь увиденным с нами. Запомните своё состояние.
Педагог: Рефлексия: ребята что мы сейчас с вами узнали?
Дети: ответы
Педагог: Куда нам дальше идти, давайте посмотрим по карте.
Дети: Здесь изображён скрипичный ключ и ноты. А ещё слышна музыка.
Педагог: Так давайте мы туда пойдём. Нас встречает музыкант. Ему нужна наша помощь, определить какая музыка звучит.
Игра « Музыка и эмоции».
(Цель: развитие слухового восприятия, внимания, умение понимать и передавать эмоциональное состояние, развивать образного мышления).
Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки по шкалам (весёлое- грустное, довольное- сердитое, радостное- грустное и др.) И соотносят музыкальный отрывок с пиктограммой эмоций.
Педагог:В какой песне говорится о радости?
Дети: Это песня « От улыбки станет всем светлей»
Педагог: Рефлексия: ребята что мы сейчас с вами узнали?
Дети: ответы
Педагог: Ребята, что у нас на карте?
Дети: Изображён замок волшебника
Педагог: Ребята, значит наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним что мы
сегодня увидели, узнали и наши ответы мы представим в виде солнечных лучиков, соединив их в большое тёплое солнце.
Упражнение «Солнечные лучики»
(Цель: Закрепление полученных знаний,чувство единства, сплочённости )
Дети по очереди выкладывают на лучик солнца (заранее изготовленного макета) свой ответ- подарок, полученные в процессе путешествия и проговаривая то, что узнали сегодня на занятии.
Психолог. Ну, вот ребята мы поделились знаниями, помогли расколдовать «Радость», узнать кто она и почему её так называют, как она выглядит, и что чувствуют когда она появляется, а жителям страны Чувств вернуть хорошее настроение.
У нас получилось большое, радостное, доброе, ласковое и теплое солнышко. Давайте мы улыбнёмся ведь от улыбки, как говорится в нашей песне всем становится светлее и радостнее на свете и подарим наше солнышко жителям страны Чувств, а частичку солнечного тепла мы возьмём с собою и поделимся со своими друзьями и близкими.
Педагог: Нам пора возвращаться. Скажем наши волшебные слова: «Раз, два, три повернись. Вокруг себя покружись. И в детском саду окажись»
Давайте поблагодарим друг друга за такое прекрасное путешествие.