«Стили семейного воспитания»
Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому. Каждый родитель желает вырастить своего ребѐнка счастливым, здоровым, успешным, умным.
Воспитание - это сотрудничество, взаимодействие, взаимовлияние, взаимообогащение детей и взрослых. При этом каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, то есть различным воспитательным потенциалом. От этого потенциала и зависят результаты воспитания.
Стиль семейного воспитания – это определенный тип поведения родителей со своим ребенком, от которого зависит не только то, каким вырастет ребенок, но и то, как сложатся отношения ребенка и родителя спустя много лет. Существуют как благоприятные, так и неблагоприятные стили воспитания, способные привести к различным проблемам в поведении ребенка, исказить его мироощущение и самоощущение. Стиль семейного воспитания складывается из многих составляющих. Это и корректность отношений в семье в целом, и эмоциональные связи между ее членами, и гибкость семьи, способность меняться под влиянием обстоятельств. В целом выделяют следующие стили семейного воспитания: авторитарный, демократический, либеральный и гипоопека.
Тестирование родителей. (приложение 1)
Уважаемые родители, Вам была предложена анкета. Раскройте ее пожалуйста. Прежде чем я расскажу об основных характеристиках каждого стиля воспитания, предлагаю вам с помощью теста оценить свою собственную стратегию воспитания и выяснить, какой стиль воспитания вы используете. Для этого вам необходимо, посчитать в какой строчке наибольшее кол-во ответов. И вам станет понятно какой стиль воспитания преобладает в вашей семье. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением, нет единства требований к ребѐнку. А теперь послушайте, что же собой представляют каждый из стилей воспитания.
1. Демократический стиль воспитания – это стиль воспитания, который основывается на сотрудничестве с ребѐнком. (откройте свою анкету и посмотрите сколько параметров соответствует данному стилю) Девиз «Вместе». Роль ребенка: строго не фиксируется. Он- равноправный член семейного коллектива ( имеет право и обязанность заботиться о членах семьи), его любят и уважают.
Черты характера:
- активность, инициативность, ответственность;
- умение планировать, анализировать, прогнозировать;
- доброжелательность, уважение к другим людям 9 так как к нему относятся с уважением, несмотря на его возраст);
- способность принимать решение, доводить дело до конца ( есть трудовая практика), оказывать помощь другим;
- отзывчивость;
- -умение прислушиваться к чужому мнению.
Родители, придерживающиеся демократического стиля воспитания, признают и поощряют растущую самостоятельность своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменение своих требований в разумных пределах, учитывают мнение ребенка при обсуждении семейных проблем.
2. Стиль воспитания - авторитарный.(откройте свою анкету и посмотрите сколько параметров соответствует данному стилю) Девиз: «Делай, как сказано». Чаще проявляется в неполных семьях, без мужчины. Женщина встает на мужскую позицию авторитаризма.
Роль ребенка:
- ужасный ребенок;
- мучитель;
- «козел отпущения»;
- «золушка» ( выполняет основную часть работы в семье).
Воспитываются следующие черты характера, как положительные, так и отрицательные:
- ответственность;
- исполнительность;
- доброта ( ребенок жалеет мать);
У ребенка формируется-
- комплекс неполноценности ( меня не любят);
- чувство вины за что-то;
- нерешительность;
- несамостоятельность;
- мстительность;
- агрессивность;
- приспособленчество.
Родитель, придерживающийся авторитарного стиля воспитания, тщательно контролирует ребенка, устанавливает жесткие ограничения и правила, обсуждение которых не допускается («Я так сказал!»). Он отдает приказания, указывает и ждет, что они будут в точности выполнены. Обычно существует и система наказаний, которые применяются даже за самый мелкий проступок.
Такие родители обычно закрыты для постоянного общения с детьми, соблюдают дистанцию. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них.
3. Либеральный стиль Девиз :«Вместо» (я делаю вместо тебя).
Роль ребенка:
- кумир семьи - взрослые самоутверждаются за счет ребенка, борются за
лидерство, кого больше любит ребенок, тот в доме хозяин. Соревнование за
любовь ребенка через подарки;
- сокровище- обычно бабушка( авторитар) навязывает эту роль.
Заставляет ценить, уважать себя через внука- лишу его самостоятельности, все сделаю за него, без меня не смогут, он без меня- никто.
- болезненный ребенок- роль, навязанная мамой, его надо холить, лелеять, оберегать от всего;
- маленький ребенок- игра в малыша.
При таком стиле воспитания формируются следующие черты характера:
- избалованность;
- безответственность;
- требовательность к другим, эгоизм;
- потребность в чужой любви ( сами любить не умеют);
- не умеют заботиться о других.
Родитель, придерживающийся либерального стиля воспитания, слабо или совсем не регламентирует поведение ребенка, в семье практически нет запретов, четких правил. Мало того, либеральные родители обычно не отказывают своему чаду ни в чем, любые его требования тут же выполняются (вседозволенность).
Либеральные родители открыты для общения с детьми, однако главное направление коммуникации — от ребенка к родителям.
4.Гипоопека (полное отсутствие контроля).
(откройте свою анкету и посмотрите сколько параметров соответствует данному стилю) Девиз: «Живи, как хочешь, как знаешь».
Роль ребенка:
- не нужен семье;
- обуза;
- путающийся под ногами.
Если родители не любят ребенка, отвергают, у ребенка формируются следующие черты характера:
- бродяжничество в поисках лучшей доли, воровство;
- праздность, так как не привиты трудовые навыки;
- неряшливость, неухоженность;
- комплекс неполноценности, мстительность и агрессивность.
Родители, склонные к этому стилю воспитания, не устанавливают для детей никаких ограничений, правил, зачастую практически безразличны к собственным детям, закрыты для общения. Проблемы воспитания детей в этом случае присутствуют из-за того, что у родителей не остается сил на воспитание детей, в семье — сосуществование с позиций «у тебя свои дела и проблемы, у меня свои» (родители работают, ребенок учится, у каждого своя деятельность).
Лучший вариант- демократический стиль воспитания. Девиз : «Все вместе». Пути изменения стилей: опираться на демократический стиль. Есть ли у Вас вопросы? Понятно ли Вам какой стиль воспитания преобладает в вашей семье?
Выводы:
Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. Контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может бытьцеленаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, средилюдей, правил, вещей. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля. Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. Поэтому необходимо выработать единый стиль воспитания и придерживаться одной тактики поведения, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей. Важно, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда прийти к согласию по вопросам воспитаниябудет гораздо легче. Все вопросы о разногласиях в воспитании ребѐнкаобсуждать в его отсутствии.
Предлагаю вам ознакомиться с практическим материалом.